Что может помочь в работе с HADI циклом? #
Сегодня хочу коснуться понятия HADI – цикл, которое широко используется в современном бизнес-сообществе. И пока дело касается теоретического изучения этого элемента, всё вроде бы понятно. Но, на практике всё иначе.
Несколько предпринимателей, с которыми беседовал на этой неделе, никак не могли взять в толк зачем нужен этот инструмент и как его можно использовать в деле.
По-моему, это интересная тема. Ведь работа по ХАДИ – циклам - технология, которая может быть полезна не только в маркетинге, но и в решении множества задач, которые находятся в других плоскостях бизнеса. Использование этого инструмента позволяет организации быть более гибкой и экономить ресурсы.
Поэтому, хотел бы изложить свою точку зрения на этот популярный элемент работы.
Что такое HADI – цикл и зачем он нужен? #
Как появился этот инструмент мне установить не удалось.
Думаю, что первым очень похожий инструмент сформулировал Эрик Рис в своей книге «Бизнес с нуля», когда писал о цикле: «Создать-оценить-научиться».
Смысл этого подхода заключается в получении обратной связи от внешнего мира о своём предложении или продукте.
Цель этого подхода – получение фактической информации, которая ложится в основу принятия решений. Там же он касался допущений, которые необходимо проверять в первую очередь – «гипотеза ценности и гипотеза роста».
Скорее всего, из этого подхода и появился HADI – цикл. Думаю, что, по сути, это модифицированный инструмент Риса.
Выглядит он так:
Гипотеза (Hypothesis) – Действие (Action) – Данные (Data) – Открытие (Insight)
Алгоритм работы:
- Этап Гипотеза – выбирается допущение, которое хочешь проверить
- Этап Действие – предполагаешь, что можно сделать для того, чтобы проверить своё допущение
- Этап Данные – вводишь показатели, которые помогут понять подтверждается допущение или нет. То есть вводятся критерии оценки гипотезы, которые помогают ориентироваться. Это могут быть количественные и качественные показатели.
- Этап Инсайт – это анализ полученных результатов и выводы.
И вроде всё понятно. Но!
Главная сложность, с которой столкнулся я, а в последствии и предприниматели, с которыми работал – непонимание того, с чего начинается HADI – цикл? Откуда берутся гипотезы? И вообще, как может помочь этот инструмент в работе?
Для ответа на этот вопрос, я решил разобраться с тем,
что такое гипотеза?
В словаре Ожегова, гипотеза - это «Научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-н. явлений; вообще - предположение, требующее подтверждения.»
Правда мне кажется, что формулировка, которая ближе к контексту звучит так:
«Гипотеза — это предположение о возможном методе, технологии или модели для решения проблемы или усовершенствования существующей технологии или процесса.» (Издательство R&S)
Ключевые слова в этой формулировке – « … для решения проблемы…».
В принципе можно сказать, что если есть проблема, то возможно есть предположение о том, как её решить, т.е. есть гипотеза решения проблемы.
Получается, что на вопрос: «Откуда берутся гипотезы?» Можно сказать: «Что это вариант решения текущих проблем или задач».
Значит гипотезы появляются как решения задач. А если есть необходимость решения задачи, значит есть результат, который необходимо получить, т.е. есть цель.
Логика простая: например, мы хотим построить дом.
Следующий вопрос: что для этого надо сделать? Ответ: решить задачу по покупке участка.
А какой участок мы будем покупать участок? Как понять, где будет комфортно? Что бы найти ответы на эти вопросы, в качестве решений можно использовать гипотезы.
Можно сказать, что гипотезы – это варианты решения задач.
Значит, работа по HADI – циклу начинается, с задачи, которую надо решить.
В этом случае всё становится на свои места.
Графически это может выглядеть так:
Рисунок показывает тесную связь, между задачей и вариантами её решениями (гипотезами решения). Источник задач может быть разным, а вот технология отбора решений с помощью гипотез остаётся неизменной.
Можно сделать вывод: #
- Недостающее звено для понимания и использования HADI- цикла в работе - это Задача. Без понимания решаемой задачи, гипотезы не имеют смысла.
- HADI – цикл – это подход, который помогает получить обратную связь в виде фактические данных, которые ложатся в основу принимаемых решений. Такой подход уменьшает вероятность ошибки и помогает сберечь ресурсы.
- Основное отличие HADI – цикла от алгоритма решения управленческих задач, о котором я писал в статье «Деавтоматизация в принятии решений» заключается в том, что в нём используются допущения (читай решения) в формате гипотез. Т.е. решения проходят практический отбор, чтобы затем из них выбрать лучшее. Такой подход позволяет организации постоянно мониторить окружающую среду, а значит быть более гибкой к изменениям.
Если есть вопросы, пишите. Думаю,что вместе мы сумеем найти некоторое количество гипотез для решения ваших задач.
С уважением, к вам и вашему делу.