Если бизнес не растёт - начни считать

Если бизнес не растёт - начни считать

В прошлой статье мы разобрали понятия Энергоёмкости (способность управлять своим внутренними ресурсами: временем, вниманием, физической и эмоциональной энергией) и Финансовой ёмкости (способность выстраивать управляемую финансовую систему) и то, как баланс этих показателей сказывается на эффективности работы эксперта или предпринимателя, в том числе на финансовом результате.

Но, что делать, если энергии в дело вкладывается много, а бизнес не растёт и не развивается?

Такая ситуация - не редкость. И чаще всего она выглядит так:

Это состояние изматывает. Оно разрушает ощущение смысла работы и ведёт к выгоранию.
И причина, как правило, глубже, чем просто «не хватает рекламы» или «надо подтянуть личный бренд».

Почему так происходит?

На мой взгляд, одна из главных причин – кроется в отношении к своему делу. И это отношение напрямую влияет на Энергоёмкость, о которой я говорил в предыдущей статье.

Многие эксперты и начинающие предприниматели не воспринимают свою деятельность как бизнес. Они мыслят через продукт, вдохновение или помощь людям, но не через системное управление.

В этом кроется суть: дело воспринимается не как система, а как набор задач, который нужно просто «хорошо делать».

Без установки на управление невозможно построить устойчивую модель. А энергия начинает тратиться не на рост, а на бесконечное реагирование.

Почему без управления сложно?

Потому что управление даёт опору.
Оно переводит деятельность из режима «реагирования на хаос» в режим «сборки и настройки».
А когда этой опоры нет, то даже талантливый эксперт превращается в «вечно занятого исполнителя», зависящего от внешних условий.

Что мешает сформировать управленческий подход?

Чаще всего то, что у эксперта нет такого опыта. Многие приходят из среды, где были исполнителями, и продолжают действовать по инерции - как хорошие специалисты, а не как управляющие системой, своим делом.
Или просто не хватает предпринимательского опыта.

Поэтому, часто в условиях не хватки нужного опыта, большинство выбирают один из двух сценариев:

а) Исполнительское мышление

Эксперт фокусируется на продукте и процессе, а не на системе в целом.
Он хорошо выполняет свою часть: ведёт консультации, обучает, создаёт полезные материалы, но не управляет бизнесом как целым:

Это приводит к перегрузке и отсутствию устойчивости: бизнес начинает зависеть от личной вовлечённости и постоянной активности.

б) Слепое следование популярным маркетинговым рецептам

Чтобы выйти из стагнации, эксперт обращается к внешним решениям: берёт чужую воронку, шаблон или прогрев.
Но, эти инструменты работают только в связке с системой.
Без управляемости и понимания своих реальных ограничений, потенциальных возможностей и ключевых конкурентных преимуществ - они не масштабируют доход, а лишь усиливают хаос.

Инструменты без индивидуальной настройки часто противоречат возможностям и внутреннему состоянию самого эксперта или предпринимателя, и это дополнительно увеличивает Энергоёмкость бизнеса, не давая результата.

В итоге такого подхода:

А, что происходит с Энергодоходностью?

В большинстве случаев, она снижается.
Ведь Энергодоходность - это управленческий коэффициент, отражающий баланс между Энергоёмкостью (затратами сил и ресурсов) и Финансовой ёмкостью (возможностью генерировать доход).
Когда этот баланс нарушается - страдает устойчивость. Если Энергоёмкость (затраты сил и ресурсов) растёт, а финансовая отдача не меняется - Энергодоходность падает.

То есть:

В такой ситуации важно вовремя отследить дисбаланс, иначе выгорание — вопрос времени.

Что с этим делать?

Сменить точку опоры.

Перестать быть просто экспертом и начать действовать как эксперт + предприниматель.
Отказаться от модели «просто хорошо делаю свою работу» и перейти к модели «я управляю системой, в которой моя работа (консультации, мероприятия и пр.) - только часть целого».
И это важно. Это понимание меняет отношение к тому, что вы делаете, потому что начинаешь рассматривать свою деятельность как систему.

С чего можно начать?

Запустить этот переход можно с простого действия: начать считать.
Кажется просто. Но для этого потребуется дисциплина и некоторая настойчивость.
По мере развития этого навыка начинают меняться подходы к своему делу, потому что возникает понимание, что конкретно необходимо делать для достижения поставленных целей.
Начинает формироваться бизнес-мышление.

Вот четыре принципа, которые, на мой взгляд, помогут начать считать эффективно:

  1. Идеальный учёт ≠ быстрый результат
    На старте важна не детализация, а смысл и ориентация: куда уходят деньги и что реально влияет на результат.
    Упарывание в копейки даёт иллюзию контроля, но не даёт решений.

  2. Не застревайте в форме
    Учёт не самоцель. Он нужен, чтобы выявить неэффективность. Лучше 3–5 ключевых категорий, чем 30 бессмысленных строк в таблице.

  3. Связывайте деньги с действиями
    Важно понимать, как расходы связаны с задачами, клиентами, проектами.
    Не «сколько потратил», а «на что» и главное - «для чего».

  4. Вы не аналитик, вы предприниматель
    Смысл не в цифрах ради цифр, а в управленческих решениях.
    От чего отказаться? Куда вложиться? Что усилить?

Вывод

Для начала, достаточно простого, понятного учёта в 5–7 категориях. Чтобы видеть картину и понять:

С уважением, к вам и вашему делу.

Пишите. Я на связи